Полная статистическая справка о селе Каменское на 1
ноября 1913 г .
Выписка из журнала Екатеринославского Губернского по
земским и городским делам присутствия от 1 ноября 1913 года.
СЕЛО КАМЕНСКОЕ.
С. Каменское в данное время находится в положении
действительного утратившим вид обыкновенного села, как по постройкам, так и по
населению, живущему в нем, носит характер чистого городского поселения, со
всякого рода коммерческо-промышленными предприятиями и многими двухэтажными
домами, но без всякого благоустройства, не имеет ни канав, ни каналов, для
отвода дождевых и весенних вод, вследствие чего, на некоторых улицах и
переулках, почти круглый год находится стоячая вода. Улицы не замощены, благодаря
чему утопают в грязи, причем вывозом земли, шлака и мусора, улицы беспрерывно
подымаются, обесценивая таким образом прилегающие к ним прочие постройки. Все
это безусловно способствует развитию эпидемии и все меры предосторожности не могут
гарантировать удовлетворительного состояния села в санитарном отношении.
Нет соответствующей пожарной части от общества и
освещания улиц, нет водопроводов и пожарных кранов для спасения столь густо
настроенных домов от часто происходящих пожаров. Крестьянское же Общество в
сравнении с разночинцами является незначительною частью и о разночинцах,
которые служат главным источником его обогащения, не только не заботится, но
даже препятствует разночинцам вводить какое-либо улучшение в смысле
благоустройства, чему примером может служить следующий факт: местный
Днепровский завод предлагал сделать шлаковую стену вдоль берега р. Днепра
для защиты от наводнений во время разлива реки, тот же завод предлагал устроить
бесплатно несколько электрических фонарей и водопроводных кранов, замостить
улицы шлаком и прочее, но Сельское Общество почему-то все это отвергло, что
доказывает полное нежелание Сельского Общества предоставить разночинцам
какие-либо удобства в смысле благоустройства и где только возможно стараются
причинить им вред. Кроме того, Сельское Общество в 1910 г .
категорически отказалось исполнить постановление Губернской
санитарно-исполнительной комиссии, относительно нивелировки улиц для отвода с
них стоячей воды и уничтожения болот. Указанные обстоятельства свидетельствуют,
что существующее в с. Каменском Управление Сельского Общества не может
удовлетворить нужд культурного городского населения какое составляют
разночинцы, живущие в с. Каменском.
Земля, занятая под усадьбы и постройки, разделена на
участки, отданные Обществом личностям из своей среды, которым она и
принадлежит, но отдана последними в арендное содержание владельцам построек,
без права отобрания заарендованной земли или повышения арендной платы, а на
некоторых участках сами же владельцы возвели постройки.
Что же касается занятых местами общего пользования
(площадями и проч.), то таковые принадлежат Сельскому Обществу и могли бы быть
переданы в собственность будущего городского управления посредством выкупа, или
же по определению Правительствующего Сената от 3 марта 1908 г . за №39 при
нежелании Сельского общества отдать на выкуп, останутся лишь в смысле
управления за городом.
Утвержденного плана расположения построек в поселении до
сих пор не имеется.
К 1-му января 1913 г . насчитывается жителей 40407, из
коих местных крестьян только 7405, а остальные разночинцы.
Распределение существующего местного народонаселения по
нациям: русских 24475, поляков 14175, греков 15, армян 4, немцев 284, французов
13, евреев 1220, болгар 9, татар 90, цыган 45, бельгийцев 5, итальянцев 47,
турок 25.
по вероисповеданиям: православного 23559, старообрядцев
940, католиков 14235, армяно-григориан 4, лютеран 284, иудейского 1220,
караимского 10, магометан 115, евангеликов 40.
по сословиям: дворян 346, духовенства 53, почетных
граждан 110, купцов 12, мещан 7035, крестьян 29950, запасных нижних чинов с
семьями 2135, о[т]ставных нижних чинов с семьями 455, иностранноподданных 310.
по роду занятий: торговцев разных наименований 800,
подрядчиков разных профессий 70, конторщиков и писцов 350, инженеров и техников
60, приказчиков 350, врачей 5, акушерок и повивальных бабок 7, фельдшеров 8,
содержателей гостиниц, трактиров и столовых 11, агентов разных страховых
обществ 16, преподавателей учебных заведений 80, исполнителей духовных треб
разных наименований 14, учащихся обоего пола 2573, хлебопеков, булочников и
кондитеров 177, мясников 100, портных 188, сапожников 96, башмачников 27,
картузников, шапочников и модисток 65, кожевников 13, печников 98, столяров 40,
плотников 37, пильщиков 8, шорников 13, бондарей 33, кузнецов 60, слесарей 125,
каменщиков 65, колесников 20, медников и лудильщиков 12, золотых и серебряных
дел мастеров 14, переплетчиков 24, кровельщиков 35, стекольщиков 75, ткачей 13,
трубочистов 25, циркульников [цирульников?]
42, красильщиков 30, служащих при заводе и рабочих вообще 10000, извозчиков
270.
Главнейшее занятие коренного населения (местных крестьян)
– хлебопашество, а пришлого – служба на заводе.
По данным последней народной переписи 1897 г . жителей в
с. Каменском числилось 26158, а с прибавлением к ним естественного
прироста, составляющего около 2% в год, – должно быть 35779.
Ныне насчитывается в селе Каменском строений: каменных
575, деревянных 298, глинобитных и шлакобетонных 3385, торгово-промышленных
заведений, как-то: кирпичных заводов 2, пивных заводов 1, мельниц паровых 3,
маслобоен 1, боен 1, слесарных мастерских 7, бондарных 5, колесных 5, колбасных
6, кондитерских 3, булочных 10, хлебных амбаров 7, пивных складов 4,
керосиновых складов 1, пароходная пристань 1, торговых лавок 480, складов машин
и земледельческих орудий 1, заводов сельтерских и искусственных вод 4,
скотопригонный двор 1, мучных складов 8, купален 1, общественных весов 2,
кинематографов 3, типографий 2, фотографий 3.
Оборот торгово-промышленных заведений за последние три
года от 25 до 30 миллионов рублей, кроме Днепровского завода, сумма производительности
которого за 4 минувших года от 20 до 24 миллионов рублей.
Учреждения в селе Каменском следующие: камера городского
судьи, камера следователя, канцелярия Пристава, нотариальная контора,
почтово-телеграфная контора, квартира акцизного контролера, земская телефонная
станция, почтовая станция, банк общества взаимного кредита, ссудосберегательное
товарищество, квартира земского агронома, заводская больница, две аптеки,
родильный приют, мужская и женская гимназии, других школ 10, приютов для детей
2, две православных и одна старообрядческая церкви, часовня, костел, еврейский
молитвенный дом, старообрядческая община, две железнодорожных станции, казенных
винных лавок 5, Днепровский завод, разных благотворительных обществ 3, две кассы вспомоществования на случай смерти,
приданная касса, потребительское общество, общество охоты, общество любителей
пения и музыки, отдел союза русских рабочих, клубов и театров 4, общество
эсперантов и гимнастическое общество.
Наемная стоимость квартир: 4-5 комнат 30-45 руб., 3
комнаты 15-20 руб., 2 комнаты 5-10 руб. в месяц.
Цены на продукты: 1ф. ржаного хлеба 3 коп.,
пшеничного 4 коп., 1ф. соли ½ коп., 1ф. мяса лучшего сорта 18 коп.,
худшего мяса 12 коп., 1ф. сахара 15 коп.
Наемная плата прислуги мужчин 10-12 руб., женщине 4-6
руб. в месяц.
Поденная плата: чернорабочему 80 коп., плотнику 1.50 коп., столяру 2 р., каменщику 1.70
коп., кузнецу 2 р., слесарю 3 р., одноконная подвода с проводником 4 руб.,
пароконная 5.50 коп.
В проектируемом городе могло бы быть избирателей,
удовлетворяющих требованиям п. 2 примечания к ст. 22 Гор[одового]
Пол[ожения] 1892 года для участия в городском представительстве не менее 3500
чел.
Доходы и расходы предполагаемого города могут быть исчислены
в следующем приблизительного размера:
Доходов с построек и мест под усадьбами 20000 руб.,
за промысловые свидетельства по торговле 10000 руб., сбор с патентов по
выделке напитков и заведений трактирного промысла 3000 руб., извозного
промысла 500 руб., лошадей и экипажей 500 руб., велосипедов 500 руб.,
за совершение засвидетельствований, протесты и предъявление ко взысканию разных
документов 1200 руб., сбор с весов для общественного пользования 600 руб.,
с мест под лесными складами 1500 руб., сбор с ярмарочной площади, базарных
лавок и рудников [рундуков?] 700 руб.,
с мест занимаемыми пароходными пристанями и торговыми будками на берегах р. Днепра
1000 руб., скотобойни, кузниц и хлебных амбаров 2000 руб., от
устройства разных увеселений и гуляний 1000 руб., с мест под киоски
прохладительных напитков и проч. 1000 руб., с мест, выступающих на
тротуаре крыльцами, палисадниками и т.п. 200 руб., рыбных ловль и за
стоянку судов 800 руб., а всего 50800 руб. в год, кроме городского сбора,
подлежащего отчислению из сумм земского налога, взыскиваемого с Днепровского
завода, оцененного на этот предмет земством в 13 млн. 500 тыс. руб.
Расходы пособия казне на содержания полицейских
учреждений в Империи 600 руб., на содержание губернского по городским и
земским делам Присутствия 60 руб., жалованье городскому старосте 1000 руб.,
двум членам 1200 руб., им же на разъезды 200 руб., секретарю и его
помощнику жалование 1500 руб., 3 писцам 1000 руб., канцелярские и
хозяйственные принадлежности 600 руб., на чертежные принадлежности и
разъезды депутатов по проверке торговли 150 руб., оценочной, санитарной,
ревизионной и земельной комиссиям с разъездными 600 руб., отопление и
освещение, содержание прислуги и наем помещения для управления 1600 руб.,
жалованье рассыльному 240 руб., непредвиденных расходов 1000 руб.,
приобретение мебели и других хозяйственных принадлежностей 100 руб.,
устройство пожарной команды и содержания 8000 руб., освещение улиц и
устройство фонарей 1200 руб., очистка площадей и улиц 1800 руб.,
устройство мостовых 6000 руб.
В Каменском имеется 2 общественных приюта для детей,
большинство населения, состоящие из рабочих и служащих завода, пользуются в
больнице Днепровского завода, поэтому по числу остального населения расходов на
медицинский персонал, а также на общественное призрение потребуется не более
2000 руб., а на народное образование 3000 руб.
Принимая во внимание, что в с. Каменском имеется
целый штат полиции на средства завода, расход на увеличение полицейской команды
потребуется не более 12200 руб.
Владельцами земли, на которой расположено население,
являются отдельные личности из среды местных крестьян, общество которых не
изъявило согласия на преобразование в городе.
Усадебные участки владельцами отданы в арендное
содержание на разные сроки, допускаемые законом и разной ценой по соглашению
сторон, таким образом, все находящиеся на этой земле постройки считаются
движимым имуществом и возводятся на снос: передача земли в собственность может
быть осуществима путем продажи владельцами-крестьянами, нынешним арендаторам за
цену по соглашению сторон, конечно, применяя как исключение закон 9 ноября 1906 г ., как
крестьянским усадьбам для лиц и крестьянского сословия населяющих с. Каменское
и имеющих свои строения на арендуемых
участках.
План с указанием границ масштабной площади представлен.
Смежных казенных земель нет, и будущий город для
приобретения выгона должен будет применительно к закону 9 ноября 1906 года
купить землю у крестьян.
Все указанные данные и общий вид с. Каменского с
великолепными 2-этажными зданиями, имеющимися в нем предприятиями и свыше 30000
пришлого населения свидетельствует о чисто городском характере этого поселения,
имеющего для окружающих местностей громадное значение по торговле, но нет здесь
совершенного благоустройства: улицы не замощены, неровные, благодаря чему
некоторые из них все время года не высыхают от вонючих болот, являющихся
рассадником эпидемии и поэтому санитарное состояние села весьма
неудовлетворительно.
Сельское общество не только не идет навстречу
благоустройству, а наоборот, где только возможно чинит препятствия ему, поэтому
существующее здесь самоуправление ни в коем случае не является удовлетворяющим
нужды культурного населения, каким [являются] местные разночинцы.
Екатеринославское Губернское по земским и городским делам
Присутствие, оценивая имеющиеся в деле данные по вопросу о необходимости
введения городских упрощенных управлений в переименованных выше девяти поселках
Екатеринославской Губернии в соображении с действительной потребностью
разрешения на конец этого жгучего для губернии вопроса, острота которого
Губернским начальством отмечена была перед Министром Внутренних дел еще в
1908-1911 гг., не может особливо не остановиться, кроме сего, на частичном
вопросе, входящем в общий вопрос о преобразовании посадков [?] и с ним неразрывно связанным, вопросе
о будущих штатах полицейских сил и об обеспечении таковых соответственным
содержанием.
Обращаясь к соображению этого последнего положения,
Губернское по земским и городским делам присутствие, полагает, что обеспечение
соответствующими штатами полицейских сил должно получить естественное
осуществление в законе изображенном на этот предмет порядка и размере, находя
соображения и исчисления по этому предмету в исторической части сего
журнального определения по данным представленным с мест, совершенно не
соответствующими закону и действительной потребности и поэтому присутствие
приходит к заключению о необходимости, чтобы, при введении в намеченных
поселках городских упрощенных управлений штаты полиции были установлены на
точном соответствии был определен по расчету одного городского на четыреста
жителей обоего пола, а число классовых чинов полиции для каждого из
вышепоименованных поселков было определено в соответствии с числом читателей этих
поселков применительно к положениям для такого определения указанным
ст.25,26,28,29 «Учреждения полиции», сообщенном в виде бесплатного приложения к
журналу «Вестник Полиции», за 1913 год, а что касается вопроса о материальном
обеспечении чинов полиции, то Губернское по земским и городским делам
присутствия не может не оставаться на соображениях безусловной необходимости
признания существующего вознаграждения младших полицейских сил, в лице старших
и младших городовых совершенно не отвечающих требованиям времени и условиям
положительного прохождения службы этими лицами, вообще и в Екатеринославской
Губернии в особенности, где дороговизна жизни тлетворно отражается на
прохождении службы без соответствующего вознаграждения и где окружающие условия
спроса и труд с приличным и даже прекрасным вознаграждениям создают положение
совершенно невозможности удержать порядочного человека на полицейской службе, а
посему, сообразить изложенные основания и данные дела, между прочим, ОПРЕДЕЛЯЕТ:
признать желательным введение городского упрощенного управления в с. Каменском
Екатеринославского уезда с нормировкой уклада названного поселения с будущим
городским упрощенным управлением в соответствии с действующими
законоположениями ко времени такового преобразования и с определением по будущим
штатам полиции для этих мест годовых окладов содержания для старших в размере
480 руб. и для младших 360 руб. каждому.
С подлинным верно:
Непременный Член (подпись)
Сверял: за секретаря (подпись)
Настоящая выписка из журнала Екатеринославского Губернского
по земским и городским делам присутствия от 1 ноября 1913 года, выдается
поверенному Южнорусского Днепровского Металлургического Общества, присяжному
поверенному Василию Тимофеевичу Шерстюкову согласно его прошения.
Гербовый сбор уплачен.
Ноября 30 дня 1913 года.
Непременный Член (подпись)
За секретаря (подпись)
Немає коментарів:
Дописати коментар
Примітка: лише член цього блогу може опублікувати коментар.