Цей заводський танк-паровоз (тобто такий, що не має причіпного
тендера, а несе на собі запаси води та палива) був встановлений влітку 2011 року
біля музею Дніпровського металургійного комбінату.
А раніше він стояв на самому заводі:
Публікація в журналі
«Техника – молодежи», № 3, 1985
Вичерпна інформація про цю серію паровозів міститься у
книзі В. Ракова «Локомотивы отечественных железных дорог 1845–1955 гг.»:
«Рост потребности в мощных
танк-паровозах и неприспособленность старых конструкций к новым технологическим
методам изготовления, в частности, к применению сварки, потребовали
проектирования новых танк-паровозов. Эту работу в 1934–1935 гг.
выполнил Локомотивопроект НКТП [Народного
комісаріату важкої промисловості], который спроектировал танк-паровозы трех
типов: типа 4П с осевой формулой 0-2-0, типа 5П с осевой формулой 0-3-0,
сцепной массой 73,4 т и перегревателем пара и типа 9П с
осевой формулой 0-3-0 и сцепной массой 45 т.
В 1935 г.
Коломенский машиностроительный завод построил паровоз серии 9П (заводской тип
164). Он имел: котел диаметром 1320 мм со 160 дымогарными
трубами диаметром 46/51 мм и длиной 3250 мм;
парораспределительный механизм Вальсхарта с кулисой закрытого типа;
нераздвижные цилиндрические золотники с внутренним впуском пара; поршни без
контрштоков; два горизонтальных инжектора Фридмана АНТК-6 или АНТК-7,
прикрепленных к будке машиниста, дышла с плавающими втулками из свинцовистой
бронзы; сварные междурамные крепления; запасы воды и угля соответственно 5,0 и
2,0 м3.
Для облегчения вписывания в кривые малого радиуса (40 м)
бандажи колес второй оси были без гребней. Оси колесных пар выполнялись
безбуртовыми, ввиду чего колеса снабжались упорными шайбами. Рессорное
подвешивание было трехточечным, статически определимым; рессоры первой колесной
пары соединялись между собой поперечным балансиром, а рессоры второй и третьей
колесных пар с каждой стороны экипажа – продольным балансиром.
Рессоры всех колесных пар располагались над буксами. Масса паровоза в рабочем
состоянии равнялась 54 т.
В 1936 г.
Коломенский завод изготовил еще 55 аналогичных паровозов. В
дальнейшем выпуск паровозов серии 9П был налажен на Новочеркасском
паровозостроительном заводе, который изготовил в 1937 г.
16, а в 1938 г.
64 таких локомотива.
Принятый сразу к серийному
производству паровоз серии 9П при всех своих положительных качествах имел и ряд
недостатков. Поэтому когда в 1939 г. в программу
Коломенского машиностроительного завода было вновь включено строительство этих
паровозов, конструкторское бюро завода пересмотрело чертежи, устранив отдельные
недостатки. В частности, объем баков для воды был увеличен с 5 до 6,5 м3,
стал применяться полностью сварной котел, был поставлен паросушитель, снят
водоочиститель, изменилась конструкция крыши будки машиниста и угольного ящика,
бронзовые буксовые подшипники были заменены стальными с наплавкой из
свинцовистой бронзы, было установлено оборудование для электрического
освещения. Масса локомотива в рабочем состоянии при этом составила 55,2 т.
Паровозы серии 9П
улучшенной конструкции Коломенский завод выпускал в 1939 (67 шт.),
1940 (60 шт.)
и 1941 (25 шт.)
годах. В период 1946–1955 гг. такие паровозы
выпускал Муромский паровозостроительный завод им. Ф. Э. Дзержинского,
который до войны только ремонтировал локомотивы. В конце 1955 г.
он изготовил партию паровозов с измененной конструкцией отдельных частей. Эти
паровозы получили обозначение серии 9ПМ. Их выпуск продолжался до
1957 г.
включительно. Всего Муромский завод построил около 2400 паровозов серии 9П и
около 500 серии 9ПМ.
Паровозы серий 9П и 9ПМ
работали на путях многих заводов и рудников страны и получили хорошую оценку».
Основные размеры танк-паровоза серии 9П Коломенского завода (заводской тип 164)
Танк-паровоз
серии 9П Муромского завода
Немає коментарів:
Дописати коментар
Примітка: лише член цього блогу може опублікувати коментар.