пʼятницю, 26 січня 2018 р.

Паровоз-пам’ятник біля музею ДМК



Цей заводський танк-паровоз (тобто такий, що не має причіпного тендера, а несе на собі запаси води та палива) був встановлений влітку 2011 року біля музею Дніпровського металургійного комбінату.



А раніше він стояв на самому заводі:


Публікація в журналі «Техника – молодежи», № 3, 1985

Вичерпна інформація про цю серію паровозів міститься у книзі В. Ракова «Локомотивы отечественных железных дорог 1845–1955 гг.»:

«Рост потребности в мощных танк-паровозах и неприспособленность старых конструкций к новым технологическим методам изготовления, в частности, к применению сварки, потребовали проектирования новых танк-паровозов. Эту работу в 19341935 гг. выполнил Локомотивопроект НКТП [Народного комісаріату важкої промисловості], который спроектировал танк-паровозы трех типов: типа 4П с осевой формулой 0-2-0, типа 5П с осевой формулой 0-3-0, сцепной массой 73,4 т и перегревателем пара и типа 9П с осевой формулой 0-3-0 и сцепной массой 45 т.
В 1935 г. Коломенский машиностроительный завод построил паровоз серии 9П (заводской тип 164). Он имел: котел диаметром 1320 мм со 160 дымогарными трубами диаметром 46/51 мм и длиной 3250 мм; парораспределительный механизм Вальсхарта с кулисой закрытого типа; нераздвижные цилиндрические золотники с внутренним впуском пара; поршни без контрштоков; два горизонтальных инжектора Фридмана АНТК-6 или АНТК-7, прикрепленных к будке машиниста, дышла с плавающими втулками из свинцовистой бронзы; сварные междурамные крепления; запасы воды и угля соответственно 5,0 и 2,0 м3. Для облегчения вписывания в кривые малого радиуса (40 м) бандажи колес второй оси были без гребней. Оси колесных пар выполнялись безбуртовыми, ввиду чего колеса снабжались упорными шайбами. Рессорное подвешивание было трехточечным, статически определимым; рессоры первой колесной пары соединялись между собой поперечным балансиром, а рессоры второй и третьей колесных пар с каждой стороны экипажа продольным балансиром. Рессоры всех колесных пар располагались над буксами. Масса паровоза в рабочем состоянии равнялась 54 т.
В 1936 г. Коломенский завод изготовил еще 55 аналогичных паровозов. В дальнейшем выпуск паровозов серии 9П был налажен на Новочеркасском паровозостроительном заводе, который изготовил в 1937 г. 16, а в 1938 г. 64 таких локомотива.
Принятый сразу к серийному производству паровоз серии 9П при всех своих положительных качествах имел и ряд недостатков. Поэтому когда в 1939 г. в программу Коломенского машиностроительного завода было вновь включено строительство этих паровозов, конструкторское бюро завода пересмотрело чертежи, устранив отдельные недостатки. В частности, объем баков для воды был увеличен с 5 до 6,5 м3, стал применяться полностью сварной котел, был поставлен паросушитель, снят водоочиститель, изменилась конструкция крыши будки машиниста и угольного ящика, бронзовые буксовые подшипники были заменены стальными с наплавкой из свинцовистой бронзы, было установлено оборудование для электрического освещения. Масса локомотива в рабочем состоянии при этом составила 55,2 т.
Паровозы серии 9П улучшенной конструкции Коломенский завод выпускал в 1939 (67 шт.), 1940 (60 шт.) и 1941 (25 шт.) годах. В период 19461955 гг. такие паровозы выпускал Муромский паровозостроительный завод им. Ф.  Э.  Дзержинского, который до войны только ремонтировал локомотивы. В конце 1955 г. он изготовил партию паровозов с измененной конструкцией отдельных частей. Эти паровозы получили обозначение серии 9ПМ. Их выпуск продолжался до 1957 г. включительно. Всего Муромский завод построил около 2400 паровозов серии 9П и около 500 серии 9ПМ.
Паровозы серий 9П и 9ПМ работали на путях многих заводов и рудников страны и получили хорошую оценку».




Основные размеры танк-паровоза серии 9П Коломенского завода (заводской тип 164)


Танк-паровоз серии 9П Муромского завода

Немає коментарів:

Дописати коментар

Примітка: лише член цього блогу може опублікувати коментар.