вівторок, 7 листопада 2017 р.

Будинок відпочинку металургів заводу імені Дзержинського (1935)




Перший і другий корпуси, знімки 80-х років

«Дата строительства: 1934–1935. Авторы: Ведерников Борис Александрович, Таций Алексей Александрович, Иванченко Николай Кузьмич.

Комплекс санатория расположен на склоне, территория террасами спускается к Днепру. В состав комплекса санатория входят спальный корпус, лечебный корпус и столовая. Архитектурное решение весьма своеобразно, оригинальные синтетичные формы получаются в результате слияния архитектонических принципов конструктивизма, эстетического преломления индустриальных образов, в частности, металлургии, и набирающих силу классических мотивов, представленных нарочито опрощено. Территория озеленена, большой процент составляют экзотические вечнозеленые растения, террасы связаны лестницами и серпантинными тропинками.

Композиционно завершенный ансамбль, отмеченный нестандартным архитектурным решением, проливающим новый свет на формальные поиски 1930-х».

Перечень архитектурных объектов советского периода, предлагаемых для включения в «Свод памятников архитектуры и градостроительства Днепропетровской области». Исполнители: Андрущенко Н. П., Килессо С. К., Бажанова Т. И. и др. Киевский филиал Всесоюзного научно-исследовательского института теории архитектуры и градостроительства (КиевВНИИТАГ), 1989 г.


Імовірно, співавтор проекту архітектор Ведерников був не Борис Олександрович, а Борис Олексійович (див. тут).


Сучасний дах із горищем та дерев’яні веранди на 3-му поверсі є чужорідними елементами першого корпусу. Первісно бічні частини його покрівлі були плоскими, правлячи за солярії, відкриті тераси розташовувались і на місці веранд. Пілони третього поверху несли на собі подвійний антаблемент, верхній ярус якого нині втрачений. Із відкритих терас нагору піднімалися спіральні сходи. Будівлю увінчували перголи простих конструктивних форм. Обабіч входу стояли скульптури:


Фото з книги «Завод имени Дзержинского» 1939 року


«Арх. О. О. Тацій. Будинок відпочинку в Дніпродзержинську. Фрагмент заднього фасаду».
(«Архітектура Радянської України» – 1940. – №9).

А так корпус виглядав уже в 60-ті:


 Фото з книги «Історія міст і сіл УРСР. Дніпропетровська область» 1969 року

Обставини, які супроводжували це будівництво, докладно описані в книзі Ісая Абрамовича «Воспоминания и взгляды». Її автор працював тоді старшим інженером-економістом планового відділу управління капітального будівництва заводу імені Дзержинського. Дійові особи цієї історії – директор заводу Йосип Манаєнков та нарком важкої промисловості СРСР Григорій (Серго) Орджонікідзе:

«За счет фонда прибылей Манаенков осуществил еще одно очень полезное для рабочих завода мероприятие: построил на берегу Днепра, в громадном фруктовом саду заводской дом отдыха на 300 мест. Это было тем более осуществимо, что в порядке поощрения за рентабельную работу нарком разрешил заводу в течение первых шести месяцев использовать всю прибыль на премии и культурно-бытовые мероприятия. Вот за счет этих средств и был спроектирован в три-четыре месяца и построен Дзержинскстроем заводской дом отдыха.

История этого строительства очень характерна: в ней отражены и все положительные, и все отрицательные черты тогдашнего метода хозяйствования. С одной стороны, бюрократизма было меньше, у директора было гораздо больше простора и возможностей проявить инициативу. С другой стороны, даже в положительных вещах отражалось отсутствие твердой законности: в конечном счете, решали не хозяйственники, не рабочие массы, не суд и прокуратура, а партийные органы и отдельные личности.

Утвердив проект, Манаенков вызвал начальника УКСа и меня и велел оформить строительство дома отдыха за счет фонда директора.

Но это было не согласовано с Наркомтяжпромом и Промбанком и вообще незаконно. Осуществлять капитальное строительство за счет прибылей запрещалось. Можно было построить дом отдыха за счет статьи «непредвиденные расходы» генсметы, но для этого требовалось разрешение вышестоящих организаций, т.е. того же Наркомтяжпрома.

Когда я указал на все это Манаенкову, он отмахнулся. Зная Орджоникидзе, он хотел сначала построить дом отдыха и поставить наркома перед совершившимся фактом: прекрасно работающий завод за счет фонда прибылей, которым законно распоряжается директор, построил для рабочих дом отдыха. Что в этом плохого? А раз это хорошо – утвердите статью расхода.

Так и сделали. УКС в нарушение финансовой дисциплины финансировал строительство дома отдыха за счет других объектов – и дело шло быстро. К сентябрю 1935 года дом был построен.

Но к тому же времени прокуратура по требованию Промбанка стала вести следствие по этому делу. Вызвали, прежде всего, меня, так как я отвечал за плановую и финансовую сторону. Манаенков предложил мне все валить на него, но прокурор не соглашался привлекать к ответственности директора, а продолжал допрашивать меня. Тогда Манаенков просто позвонил секретарю обкома Хатаевичу и попросил его прекратить дело до приезда Орджоникидзе. Раздался соответствующий звонок из обкома в прокуратуру – и дело замерло.

...Наконец, приехал Орджоникидзе. В то время завод работал отлично, держал переходящее Красное знамя по производству стали и проката и давал до 10 миллионов рублей прибыли. Перед тем как ехать встречать Орджоникидзе, директор вызвал меня и сказал:

– Как только я поеду с Орджоникидзе осматривать дом отдыха, бери в гараже машину, езжай вслед за нами и жди в вестибюле. Закончим осмотр, сядем в вестибюле отдыхать – тогда подойди к Серго и доложи ему кратко о проекте и смете дома отдыха.

Серго после осмотра дома отдыха был в восторге и не переставал спрашивать Манаенкова, за счет чего осуществлено строительство. Манаенков сначала уклонялся, а когда они вдвоем вышли в вестибюль, подозвал меня, представил наркому и сказал, что я отвечу ему на интересующий его вопрос.

Я положил на стол проект и смету – и откровенно, подробно рассказал Орджоникидзе, как и почему мы нарушили закон.

Орджоникидзе, настроенный после осмотра благодушно, ограничился устным выговором Манаенкову и мне, и сказал, что даст указания аппарату найти источники, утвердить проект и смету и тем узаконить наше самовольное строительство».


Фото з альбому «Архитектура Украинской ССР» 1951 року

Доля Йосипа Петровича Манаєнкова – висококваліфікованого металурга, грамотного керівника та господарника – склалася трагічно. У 1938 році він був засуджений до страти як «ворог народу» та розстріляний.

У 2016 році на згадку про численні заслуги Манаєнкова перед заводом і містом його іменем названо колишню вулицю Комунарну. Свого роду пам’ятником Йосипу Манаєнкову є й прекрасний комплекс нинішнього санаторію «Славутич» під Верхньодніпровськом.

Перший, житловий корпус:



Другий, лікувальний корпус. Раніше перед ним теж були скульптури:




Сучасні фото взяті звідси

Немає коментарів:

Дописати коментар

Примітка: лише член цього блогу може опублікувати коментар.